ОСНОВАТЕЛЬ ЕЛЕЦКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА "БЕНЕФИС", АКТЕР, РЕЖИССЕР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ НАЗАРОВ (1947 - 2009 гг.)

“Бенефис” – это факт театральной истории города Ельца.


По образованию Владимир Николаевич – актер, ученик выдающегося педагога и народного артиста России Василия Топоркова (школа-студия МХАТ). По призванию – создатель театра: собиратель труппы, автор стиля и генератор творческих идей этого театра.


Он создал театр сначала маленький частный в Алма-Ате, затем большой городской в Ельце, назвав его “Бенефис”, в переводе с французского – спектакль, поставленный в пользу или в честь выдающихся актеров.

Труппа Театра-студии "Бенефис", г. Алма-Ата

Первым спектаклем, сыгранным на обеих сценах, стал монолог-исповедь “Мысль” по рассказу Леонида Андреева (блестящий бенефис прекрасного актера Виталия Петрова). Назаров прекрасно понимал, что неуспех у зрителя высокой литературы – явление обычное. И все-таки он решил открываться “Мыслью”, сразу заявляя о творческом направлении своего театра и о том, что его главной фигурой становится актер.
По образованию Владимир Николаевич – актер, ученик выдающегося педагога и народного артиста России Василия Топоркова (школа-студия МХАТ). По призванию – создатель театра: собиратель труппы, автор стиля и генератор творческих идей этого театра.

“Бенефис” родился традиционным русским независимым театром в 1990 году в Алма-Ате, сразу завоевав симпатии и признание зрителей. Однако, уже вскоре оказался там чужим и был вынужден искать пристанища в России.

Театр-студия "Бенефис", г. Алма-Ата
Гастроли Театра-студии "Бенефис" в Ельце, 1993 год

В феврале 1994 года спектакль “Мысль” в Москве на Первом фестивале театров малых городов России ознаменовал собой открытие в Ельце собственного городского театра.

На Елецкой сцене Владимир Назаров поставил около тридцати спектаклей. Событиями в театральной жизни города стали его постановки “Женитьба” Гоголя, “Доходное место” Островского, “Дядюшкин сон” Достоевского, которые в его режиссуре приобрели современное звучание, психологическую глубину, философию и яркую художественную убедительность. Остались в истории Елецкого театра и такие спектакли как “Любовь по контракту” Жамиака, “Дама-невидимка” Кальдерона, “Романтики” Ростана, “Поздняя любовь” Островского, “Старые друзья” Малюгина.

Театр "Бенефис", г. Елец,

Последней режиссерской работой Владимира Назарова стал спектакль “Бенефис” в “Бенефисе” по рассказам А.П.Чехова о жизни провинциальных актеров. Спектакль во многом знаковый: именно в этой работе Владимир Николаевич высказался о том, что его волновало всегда – судьба актера, истинный актер живет сценой и умирает на сцене. Он любил актеров, понимал их, уважал, сочувствовал им и верил в них. Тепло произносил “Его Величество Актер”. Устраивал череду бенефисов, давая возможность бенефицианту проявить свой талант с разных сторон.

Владимир Назаров занимался любимым делом, знал цену свободы и готов был за нее платить. Жил театром, профессией, мечтая о том времени, когда зрители будут ходить не на какой-то спектакль, а в Свой Театр. Его мечта сбылась.


Статья из архива театра, автор статьи Марина Громовикова.